Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ»
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ,
35Е, офис 302
Пн-Сб: c 09:00 до 20:00
Вс: выходной
По предварительной записи

Совесть. Откуда она берется

Совесть. Откуда она берется

Литвинова Т.В.


СОВЕСТЬ: ОТКУДА ОНА БЕРЕТСЯ?

Слыша о совести, те, у кого она есть, могут воображать, что она есть у всех, а те, у кого ее нет, могут воображать, что люди ее просто придумали, чтобы лучше обманывать. Действительно, у некоторых людей совесть
(такая, казалось бы, естественная вещь) никогда не появляется. Как это может произойти? Совесть не заложена в человеке изначально, от рождения. Она формируется в ходе детского развития, причем поэтапно, и на каждом этапе может произойти «сбой».
Конечно, совесть начинает формироваться не в период новорожденности. Вероятно, ни одному родителю не придет в голову ставить какие-то условия, обозначать разрешения и запреты младенцу. Но с тех пор, как ребенок начинает ползать (а потом и ходить), взрослые ограничивают его свободу рядом правил. Свобода необходима для познания окружающего мира, а правила – для того, чтобы его защитить (например, нельзя ковыряться в розетке) и для того, чтобы учить жизни в обществе (например, нельзя кусаться). В голове у малыша откладываются первые «хорошо – плохо». В начале у человека просто возникает страх наказания (или осуждения) и желание поощрения. «Совесть» на этом уровне, хотя и появляется в результате воспитания, не является чисто человеческим достоянием. Даже домашняя собака старается угодить хозяину, чтобы заслужить награду, и принимает характерный «виноватый» вид, когда хозяин ее ругает. (Конечно, животное при этом не думает: «Я плохая, гадкая собака. Даже если хозяин никогда не узнает, я все-таки плохо поступила, и я виновата.») Страх наказания – самый ранний регулятор поведения человека. Он не действует, если угроза наказания не ощущается. Если другие регуляторы (стыд, вина) у человека не сформировались, его моральное сознание остается на уровне «не пойман – не вор». Совести, как таковой, здесь еще нет, потому что совесть – внутри, а не снаружи человека.
Но со временем правила, устанавливаемые взрослыми, становятся внутренними. Это не происходит легко. Примерно от полутора до трех лет ребенок может быть просто невыносимым, проверяя взрослых и их правила на прочность, капризничая или вновь и вновь повторяя запрещенное поведение. Очень важно, чтобы родители сохранили терпение, а также, чтобы набор разрешений и запретов оставался постоянным. Если одно и то же ребенку по настроению то разрешают, то запрещают, если мама и папа поощряют и осуждают разные действия, то ребенок оказывается сбитым с толку, и усвоение правил тормозится. Также важно, чтобы правила не были чрезмерно, жесткими, подавляющими. Контроль должен быть любящим.
Со временем внешний контроль сформирует у ребенка контроль внутренний. Теперь у него в голове есть набор разрешений и запретов: «родительские голоса». И они могут «включаться», даже если родителей нет рядом. В начале ребенок может проговаривать их вслух. Остановившись возле вазочки с конфетами, малыш может сказать самому себе: «Еще одну конфетку нельзя». (Скорее всего он ее все-таки возьмет; внутренний контроль еще очень слаб.)
Далее в дошкольном возрасте у ребенка должны сформироваться стыд, способность к сопереживанию и чувство вины. Двухлетка может расплакаться, если другой малыш рядом упал и заплакал. Это не потому, что ему жаль малыша, а потому, что он испугался («падать страшно»). Двух-трехлетка не понимает, что другим людям (или животным) тоже бывает больно. Он может достаточно хорошо усвоить правила: «Бить девочку лопаткой нельзя». «Дергать котенка за хвост нельзя». Но эти правила для него вовсе не основываются на сопереживании девочке или котенку.
К трем – трем с половиной годам у ребенка появляется чувство стыда, которое способно во многом контролировать его поведение. Обычно мы избегаем неподобающего поведения, чтобы не почувствовать стыд, так как это очень неприятное чувство. Это первый уровень развития совести: «Я не сделаю то, за что мне будет стыдно». Примерно с четырех лет при правильном семейном воспитании у ребенка начинает формироваться сопереживание другим и способность чувствовать вину. Важно начинать объяснять ребенку, какими могут быть последствия его поступков. (Когда ты тянешь девочку за косу, девочке больно».) Постепенно у ребенка формируется способность чувствовать вину, если он причинил кому-то неприятности. Чувство вины – второй важный регулятор поведения. Обычно мы не спешим совершать поступок, за который, как мы знаем, будем чувствовать себя виноватыми, так как это чувство тоже крайне неприятно.
Формирование совести начинается с возникновением чувства стыда, но до появления чувства вины оно остается неполным. Есть много людей с такой не до конца сформированной совестью. У них нет чувства вины, но они способны чувствовать стыд. «Дефектность» совести у этого человека проявляется в неспособности к сопереживанию, в отсутствии привычки считаться с интересами других людей. Видя результат своих слов или поступков, подобный человек может недоумевать, подобно маленькому ребенку: «Я ему ничего не сделал, а он ревет.» Таких людей обычно называют эгоистами.
Человек, у которого вообще не сформировалась совесть, лишен сострадания, эксплуатирует других людей, ценит только силу и власть. Вопреки распространенному мнению, этот человек – не самый счастливый. У него очень велика вероятность проблем с законом. На любом месте работы адаптация этих людей проблематична (хотя некоторые из них приживаются, увлекаясь интригами). А если такой человек имеет семью, то она очень несчастна. Хотя в обиходе часто говорят, что у кого-то нет совести, в действительности ее отсутствие – достаточно редкий дефект в развитии человека. К счастью, у подавляющего большинства людей она все-таки есть.

(Опубликовано в журнале «Семейная сессия», № 2, 2010)