Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ»
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ,
35Е, офис 302
Пн-Сб: c 09:00 до 20:00
Вс: выходной
По предварительной записи

Почему он попал в класс коррекции

Почему он попал в класс коррекции

Литвинова Т.В.,
Дугужева М.А.

«ПОЧЕМУ ОН ПОПАЛ В КЛАСС КОРРЕКЦИИ?»
Специальное (коррекционное) школьное обучение существует для детей с ограниченными возможностями здоровья (это могут быть нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, и т. д.) с целью создания подходящих для них условий обучения. В этом случае наполняемость класса меньше, и с детьми помимо учителя активно работает ряд других специалистов, например, врач, педагог-психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог (в зависимости от проблем, с которыми сталкивается ребенок). Это обучение осуществляется в коррекционных школах или в коррекционных классах общеобразовательных школ. Коррекционное образование подразделяется на восемь видов. В общеобразовательных школах коррекционные классы обычно бывают VII (задержка психического развития) или VIII вида (умственная отсталость).
Коррекционные классы VII вида наиболее распространены. Дети с задержкой психического развития (сокращенно: ЗПР) имеют нормальный интеллект, но при обучении сталкиваются с бóльшими трудностями, чем их сверстники. В основном эти трудности связаны с нарушениями внимания, когда ребенку трудно произвольно и на нужное время сосредоточиться на том, что он читает или слушает. Может также страдать память (часто в связи с тем, что ребенок не сосредоточился на том, что надо было запомнить) и логическое мышление. Если нарушение внимания сопровождается большой подвижностью и возбудимостью, говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Обучение в коррекционном классе рекомендует психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК); определяют детей в такие классы с согласия родителей и по их заявлению. Через год обучения в коррекционном классе ребенок пройдет повторную ПМПК, решающую, может ли он учиться в общеобразовательном классе. Перевод в обычный класс тоже производится с согласия родителей. Все коррекционные школы и классы (кроме вида VIII – умственная отсталость) обучают детей по общеобразовательной программе, хотя в материале возможны некоторые сокращения, а срок обучения в начальной школе может быть продлен. Так что, если ребенок закончит 9й класс по такой коррекционной программе, он может поступать в техникум или идти в старшие классы для окончания школы.
Если Вашему ребенку рекомендуют обучение в коррекционном классе, и Вы сомневаетесь, отдавать ли его туда, Вы можете подумать, проконсультироваться со специалистами. Если ребенок уже обучается в классе коррекции, и Вы хотите, чтобы он впоследствии обучался в обычном классе, то не только работникам школы, но и семье нужно приложить усилия и помочь ему. Прежде всего, выполняя рекомендации специалистов. В большинстве случаев ЗПР можно корректировать.
ЗПР – явление сложное, и поэтому диагноз часто остается под вопросом. У трудностей в обучении много причин, и в ряде случаев с неуспеваемостью ребенка в школе можно справиться или предотвратить ее. Дети больше нуждаются в специальных условиях обучения, если у неуспеваемости органические причины (например, последствия тяжелых родов); кстати, для таких случаев коррекционные классы и создаются. Если ребенок быстро утомляется, если он не выдерживает темп обучения, нормальный для одноклассников, то коррекционный класс, вероятно, будет ему полезен, так как обучение проходит в более щадящем режиме, и каждому ученику уделяется больше внимания. При других причинах неуспеваемости могут оказаться более полезными другие меры. Например, если ребенок боится отвечать у доски, ему может помочь психолог. Иногда причина плохой успеваемости заключается в условиях жизни школьника и его воспитания.
К сожалению, у некоторых детей по семейным обстоятельствам нет возможности хорошо учиться, например, если оба родителя страдают алкогольной зависимостью, если у ребенка нет стола, за которым он может выполнять задания, если нет обуви, чтобы идти в школу. Иногда на помощь такому ребенку приходят родственники, иногда – социальные службы.
С серьезными трудностями могут столкнуться дети из семей с двуязычием, если родители недостаточно часто разговаривают с ними по-русски. Знание родного языка, уважение к своему происхождению и культуре очень важны в воспитании детей. Но, если родители хотят, чтобы ребенок был успешным в школе (да и в целом в обществе), нужно уделять внимание языку, на котором его будут обучать. Нужно больше разговаривать на русском языке, читать с ребенком книги, обсуждать их содержание, задавать вопросы, учить его выражать свои мысли по-русски. Иначе ребенок легко может стать неуспевающим учеником.
Вообще каждому ребенку дошкольного возраста для развития нужно, чтобы взрослые с ним часто разговаривали, рассказывая о жизни, отвечали на вопросы ребенка, читали ему книги. Бывает, что школьник и задатки имеет хорошие, и живет в достаточно благополучной обстановке, но знает для своего возраста недостаточно. Например, не знает, что отчество образуется от имени отца, что январь – зимний месяц, или, живя, в многоэтажном доме, не знает значения слова «подъезд». В учебе этому ребенку будет труднее почувствовать себя умелым и успешным, чем более развитым одноклассникам.
Чтобы помочь ребенку, испытывающему значительные трудности с учебой, не всегда нужно ждать, когда его определят в класс коррекции. Консультируйтесь со специалистами, чтобы узнать, в чем природа трудностей. Узнайте, какой специалист может вам помочь (дефектолог, логопед, психолог). Найдите такого специалиста, поводите к нему ребенка. И помните, что для достижения хорошего результата специалиста нужно посещать регулярно и так долго, как он Вам скажет. Это не только дополнительные хлопоты, это вклад в будущее благополучие Вашего ребенка.


(Опубликовано в журнале «Семейная сессия», № 8, 2011)