Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ»
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ,
35Е, офис 302
Пн-Сб: c 09:00 до 20:00
Вс: выходной
По предварительной записи

Художественное творчество и развитие ребенка

Оганесян Татьяна Анатольевна,

Литвинова Татьяна Викторовна,

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Роль рисования и других видов художественного творчества в развитии ребенка трудно переоценить. В раннем возрасте это развивает мелкую моторику: чем чаще ребенок рисует, лепит или занимается аппликацией, тем лучше будут развиты сложные движения рук. Эти занятия совершенствуют зрительно-моторную координацию, глазомер, пространственное мышление. Художественное творчество позволяет ребенку передать свое видение мира, выразить свои переживания. Но главное достоинство этих занятий в том, что они помогает ребенку вырасти творческим человеком. Современный темп жизни часто требует от нас – взрослых людей – принятия быстрых самостоятельных решений. От нас требуется открытость новому опыту, умение находить решения в нестандартных ситуациях, короче, творческое отношение к действительности. Все эти качества, конечно же, формируются ещё в детстве. Ребёнок рождается уже с задатками для того, чтобы свободно творить и творчески мыслить. Любящему и внимательному родителю остаётся лишь способствовать развитию этих задатков. Творческие способности развиваются не тогда, когда родители говорят своим детям «нарисуй», «расскажи стишок», «поиграй» и т.д., а когда родители создают для них творческую среду, организуя свободную ситуацию, не ограничивающую ребёнка в его творческом самовыражении.
Не всякие занятия художественным творчеством воспитывают в ребенке творческого человека. Любое рисование по шаблону развивает моторику и глазомер, но оно часто разрушает творческое начало. «Дети, сегодня мы рисуем домик. В начале – квадрат. На нем – треугольник: крыша. На крыше все рисуем трубу. Потом окошко – квадратик. Дверь – прямоугольник». – Это может помочь ребенку нарисовать свой первый дом. Но далее важно сказать (и даже показать) ему, что домики бывают разные, и что можно придумывать другие. Также учить ребенка рисовать под трафарет или переводить картинки из книг – верный способ подавить его собственное творчество и спонтанность.
Больше всего детскому творчеству мешает постоянное оценивание и критика. «Мог бы нарисовать что-нибудь получше». «Это что, ты нарисовала? Как маленькая». «Ты опять неаккуратно раскрашиваешь». Если рисунок для ребенка внутренне важен, если он вложил в него свои переживания, вид этого произведения едва ли будет безупречно правильным. Увлеченный ребенок может неровно провести линию или раскрасить предмет не точно по его очертаниям. Даже если в школе на выставку берут только рисунки, срисованные с картинок профессиональных художников, переведенные или нарисованные родителями, ребенка не следует поощрять стремиться к таким «достижениям». И не только потому, что выдавать чужое за свое – это обман. Еще ребенок привыкает, что создаваемое им самим, от души, не имеет ценности, остается невостребованным. Он привыкает не верить в себя и демонстрировать людям фальшивый имидж, стесняясь того, каков он на самом деле.
Для подлинно творческого человека успех и признание вторичны. Он получает удовольствие от самого процесса, именно поэтому он и может быть успешным. Рисующему приятно рисовать, танцующий получает удовольствие, танцуя, поющему нравится петь. Развивая в своем ребёнке творческое начало, мы сами становимся более гибкими и творческими. Прекрасная задача – развиваться ради благополучия своего ребёнка. Кстати, совместное рисование – замечательная возможность общения родителей и детей. И большая радость для всех участников! Не садитесь рисовать или лепить с ребенком в плохом настроении или когда Вы устали. Участвовать в детском творчестве – не тяжкая повинность; пусть ребенок видит, что художественные занятия приятны.
Творческий опыт накапливается в ходе роста и развития Вашего ребенка и создаёт основу для расцвета таланта. Может, ребенок не имеет больших художественных способностей, но свободное художественное творчество сделает для него возможным раскрытие других талантов, научит вере в свои силы и самовыражению. Нам, взрослым, важно уметь безусловно любить детей, любоваться их свободной игрой и фантазией, поддерживать и принимать их такими, какие они есть.