Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ»
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ,
35Е, офис 302
Пн-Сб: c 09:00 до 20:00
Вс: выходной
По предварительной записи

Чтобы не сгореть на работе

Чтобы не сгореть на работе

Т.В. Литвинова

ЧТОБЫ НЕ «СГОРЕТЬ» НА РАБОТЕ...
Иногда говорят, что человек «сгорел» на работе… Что это значит? Это значит, что он, скорее всего, любил свою работу и был хорошим сотрудником. Что однажды он оказался больше не способным делать свою работу хорошо. Появляется хроническая усталость. Человек перестает выдерживать сложные и конфликтные ситуации на работе, становится вспыльчивым или плаксивым. Забывает о поручениях. Ходит на работу, «как на каторгу», с трудом выдерживает рабочий день.
И это бы еще ничего, но нарушается вся жизнь человека. Начинаются конфликты в семье. В жизни больше нет удовольствия: ничто не радует, никого не хочется видеть, ничего не хочется делать… Ухудшается сон и аппетит, человек начинает болеть.
Только ли работа виновата в этом? У многих из нас работа такая:
- Рабочий день не нормирован, мы часто выполняем сверхурочную работу.
- Часто возникают непредсказуемые стрессовые ситуации.
- Наше старание, затраченное время и душевные силы не всегда заметны окружающим.
- Результаты труда видны не в миг и часто бывают скромными;
- Оплата проделанной работы не велика, мы постоянно чувствуем, что «получаем меньше, чем работаем».
- В нашей профессии мы призваны служить людям: мы включаемся эмоционально, сопереживаем чужим проблемам.
- Наша работа монотонна, но при этом мы должны быть внимательными и не делать ошибок.
- Мы сталкиваемся с недовольством начальства и жалобами клиентов (иногда справедливыми, иногда – нет).
- Ответственность за выполняемую нами работу очень высока.
И так далее. Поняли, в чем тут дело? – На самом деле «сгореть» можно на любой работе. – Значит, дело прежде всего в том, как мы работаем. – Мы уже знаем, что сгорают хорошие, добросовестные работники. Работать «спустя рукава» - не выход, конечно. Во-первых, недобросовестный работник наживает много неприятностей, так что непонятно, от чего он себя бережет. Во-вторых, плохо работать в нашем конкурентном обществе просто не выгодно: не только карьера не состоится, но и работу можно потерять.
Можно ли быть одновременно хорошим и «несгораемым» работником? Конечно, можно. Вот здесь важно понять одну большую ошибку. Увлеченность профессией часто обозначается выражением «гореть на работе». Можно услышать похвальные слова в адрес специалиста, который «горит», и упрек другому коллеге: «ну не горишь ты».
Какие они, «горящие» работники?
- Прежде всего, этим людям хочется все делать идеально. Возможно, они также честолюбивы и хотят работать лучше всех.

- Они ставят перед собой нереалистичные цели, Например: «работать без единой ошибки», «работать без единого конфликта», «нравиться всем клиентам».
- Их самооценка напрямую зависит от отзывов окружающих. Она падает, когда их критикуют, и повышается, когда их хвалят.
- Они думают о своей работе везде: и на работе, и дома.
«Горящий» на работе специалист часто вызывает восхищение, вспоминается образ Данко и его горящего сердца. Но век Данко недолог: он гибнет, народ остается без героя. А век специалиста на работе должен быть долгим, и в наших массовых профессиях работодателям, коллегам и клиентам на самом деле нужны не герои. Им нужны здоровые и стойкие люди. Перечислим теперь характеристики этих «несгораемых» работников:
- Они ответственны. Они выполняют свои обязанности хорошо, но не стремятся все делать наилучшим образом или лучше всех.
- Стараясь работать хорошо, они при этом не ставят перед собой недостижимых целей, понимая, что ни один реальный человек не может быть стопроцентно эффективным.
- «Несгораемый» работник умеет на досуге расслабляться и отдыхать.
- Он имеет значимые отношения вне своей работы: семью, которой он способен себя посвящать, друзей, с которыми можно обсуждать не только работу.
- Он уважает себя и имеет стабильную самооценку, которая не колеблется из-за отзывов окружающих людей. Поэтому он не стремится во что бы то ни стало заслужить похвалу (хотя она ему приятна). А критика (хотя она и неприятна) не опустошает его. Если критика справедлива, он примет ее к сведению.
- Он не пытается быть идеалом или делать идеальными людей вокруг себя.
И напоследок еще один секрет: результаты работы у него на самом деле лучше, чем у того, кто «горит».
Синдром выгорания – состояние длительное и очень неприятное, поэтому лучше не сгорать, чем сгореть, а потом восстанавливаться. Поэтому задумайтесь о том, как вы работаете: относитесь ли вы к «сгораемым» или «несгораемым» работникам. И, конечно, старайтесь работать в здоровом коллективе с хорошими человеческими отношениями и нормальными условиями труда.