Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ»
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ,
35Е, офис 302
Пн-Сб: c 09:00 до 20:00
Вс: выходной
По предварительной записи

Верите ли вы в привидения

Т.В.Литвинова

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В ПРИВИДЕНИЯ?
(ПОЧЕМУ ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ СТРАШНЫЕ ИСТОРИИ)
В самых первых страхах ребенка нет пугающих персонажей. Малыша может пугать, темнота, одиночество, высота или отсутствие опоры под ногами. Но он не боится, что «кто-то» обитает в темноте или войдет в комнату, когда ребенок в ней один. Н самом деле эти ранние страхи и есть самые страшные. Потому что они совершенно неконтролируемые, не прирученные.
Примерно в три – четыре года (иногда с двух лет) ребенок осваивает первые способы контролировать свой страх. Теперь он не боится вообще, а боится конкретных персонажей (чаще всего хищных зверей или сказочных героев). То есть страх теперь не разлит повсюду, а собраны какую-то определенную фигуру. Например, ребенок боится остаться один в темной комнате не потому, что в ней все сплошь темно и страшно, а потому, что под столом сидит «серый волк – зубами щелк». В этот период ребенка не надо ограждать от страшных сказок, если они ему стали нравиться: он учится помещать свои страхи в сказочных героев.
Ребенок активно развивает и другие способы совладания со страхом. Например, он может многократно просматривать один и тот же мультфильм или просить, чтобы ему вновь и вновь читали одну и ту же сказку. При этом взрослые замечают, что он боится! На самом деле ребенок учится контролировать свои страхи. Пугающая сцена становится предсказуемой: ребенок заранее знает, когда на экране появится Баба Яга ил Змей Тугарин. Всем нам бывает страшнее, когда страх застигает нас врасплох, чем тогда, когда мы знаем, что должно произойти.
Другой распространенный у детей способ справиться со страхом – попытаться напугать кого-то другого. То есть поместить свой страх в другого человека. («Это не я боюсь. Это он боится».) Ребенок может, например, рычать на других детей, говоря, что он волчище или тигр.
Эти два способа совладания со страхом как бы сливаются в один, когда ребенок более старшего возраста рассказывает страшные истории ( одновременно повторяя известный сюжет и пугая других). По мере взросления оба способа постепенно исчезают: человек становится достаточно сильным, чтобы обойтись без них.
Обычно на возраст шести-семи лет (иногда несколько раньше) приходится открытие ребенком того, что все люди смертны, и что сам он когда-то умрет. Это открытие является важным моментом в его развитии, в познании мира, и поэтому он само по себе – хороший знак, хотя у некоторых детей это протекает очень драматично. Характер страхов при этом меняется. Теперь дети боятся того, от чего можно умереть: болезней, пожара, войны. Главными пугающими фигурами становятся привидения, мертвецы, скелеты или другие персонажи, которые, как представляется, способны убить. Например, инопланетяне.
Страшные истории чаще всего рассказывают дети этого возраста или младшеклассники. Способы справляться со страхами уже накоплены, но теперь возникает новое опасение: а вдруг страх прорвется, вторгнется бесконтрольно? Отсюда боязнь грабителей (что распространено также и у взрослых), и с этим связано множество историй, в которых кто-то или что-то проникает в дом. Например, «черная рука» или известный «гроб на колесиках».
У ребенка-школьника все чаще преобладают страхи и тревоги, связанные с реальными, возможными ситуациями в общении со сверстниками или со взрослыми. К одиннадцати – двенадцати годам страх увидеть фантастическое или мистическое существо уже не является нормой.
Мы видим, что некоторые детские страхи характерны для определенных возрастных периодов. Если окружающие ребенка взрослые достаточно тактичны и эмоционально стабильны, эти страхи не оставят каких-либо вредных для него последствий. Чаще всего они со временем проходят: ребенок их перерастает. Так что они могут не требовать специальной коррекции. Если страхи сильны, специалист-психолог может помочь ребенку в их преодолении.
Страхи обязательно должны стать поводом для обращения к специалисту (психологу или психиатру), если они настолько интенсивны, что мешают нормально жить (например, если ребенок из-за страхов не выходит гулять во двор). Или когда они не перерастаются, сохраняются и уже явно не соответствуют возрасту (например, одиннадцатилетний ребенок боится спать, потому что «в окно смотрит инопланетянин»).
У разных детей возрастные страхи не одинаково сильны и заметны для взрослых. Поэтому создается впечатление о детях «со страхами» и «без страхов». В целом появление страхов «в срок» говорит о том, что ребенок теперь находится на новой стадии своего развития, решает в своем взрослении новые задачи.

(Опубликовано в журнале «Семейная сессия»)