Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ»
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ,
35Е, офис 302
Пн-Сб: c 09:00 до 20:00
Вс: выходной
По предварительной записи

Ваши меньшие братья и Ваши дети

Т.В.Литвинова

ВАШИ «МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ» И ВАШИ ДЕТИ.

Многие семьи заводят домашних животных, чаще всего кошек или собак. И потому, что держать животное им приятно, и потому, что дети просят, и потому, что принято считать, что это полезно для воспитания ребенка. В действительности присутствие животного в доме может по-разному влиять на формирование характера растущих детей. Это зависит от того, как в доме относятся к животному. И, конечно, как при этом относятся к самому ребенку. Поведение родителей является ролевой моделью для ребенка. Это значит: как относятся к ребенку родители, так ребенок будет относиться к людям и животным. Если ребенка часто бьют, он с большой вероятностью будет бить животное. Если малыша часто ласкают и показали ему, как ласкать котенка или щенка, ребенок с удовольствием будет делать то же самое, привыкая к тому, что дарить тепло и ласку приятно.
Поведение родителя говорит ребенку о том, насколько взрослый человек надежен, насколько на него можно положиться. Родители могут стать моделью сопереживания и ответственности. Для тех, кто любит животных, зверь в доме – масса приятных переживаний. Это тот, кто ласкается к вам, ждет вас домой и радуется вашему приходу, приветствует вас, когда вы просыпаетесь утром, «благодарит» за угощение. При этом животное – не игрушка. Оно не всегда приятно и не всегда бывает таким, как мы хотим и ожидаем. Зверь может заболеть: у него может быть рвота, понос или болячки на коже. Готовы ли хозяева его терпеливо лечить? Переживают ли, когда ему больно?
Заводящий в доме зверя, должен быть готов проявить гибкость и терпимость. Зверь (как и ребенок!) имеет свои привычки и желания и не всегда ведет себя так, как хочется хозяевам. Ему иногда нужно побегать, он бывает шумным. Зверь может поцарапать стены или нагадить в неположенном месте. Готовы ли хозяева в чем-то уступить животному, а в чем-то другом устанавливать ему свои твердые правила и терпеливо воспитывать? Если родителям легче выбросить неудобное животное, какой след это оставляет в душе ребенка? Как сказывается на его характере? В этом случае ребенок не только переживет горе от потери друга. Родители для него – самый большой авторитет, и он получит от них урок: того, кто к тебе привязан, можно предать. Модели поведения закладываются в уме без осознания и в дальнейшей жизни срабатывают автоматически; действия родителей с животными ребенок может повторить с людьми. А, ухаживая за животным вместе с родителями, ребенок учится заботиться о ближнем, быть верным тому, кто его любит и доверяет ему.
Конечно, присутствие зверя в доме требует заботы о самом ребенке и его защищенности. Например, не привязанная и не воспитанная крупная собака в доме может быть опасной для него. А забота о здоровье живущего в квартире животного – это, конечно, также забота о здоровье членов семьи, и детей в первую очередь.
Отношение родителей к животному может много сказать об их характере и о том, какой характер семья формирует у растущего ребенка. Что больше всего ценят хозяева в своем питомце:
- его престижность (породистость и дороговизну)?
- его естественность и спонтанность (то, что им можно любоваться)?
- его любовь к хозяину?
Ребенок чувствителен, как радар, он очень чутко улавливает все нюансы родительского характера и родительских ценностей, чтобы постепенно сделать их своими. И наше отношение к животным – один из самых ярких примеров для растущих детей.


(Опубликовано в журнале «Семейная сессия», № 2, 2011)