Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ»
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ,
35Е, офис 302
Пн-Сб: c 09:00 до 20:00
Вс: выходной
По предварительной записи
Главная / Профессиональное сообщество / Публикации / Популярные статьи по психологии / Сегодня - английский, завтра - плавание, послезавтра - танцы...

Сегодня - английский, завтра - плавание, послезавтра - танцы...


Автор: Т.В.Литвинова

Начался новый учебный год, Ваш ребенок перешел в следующий класс, у него новое расписание в дневнике. У многих детей есть еще одно расписание: кружки, секции, репетиторы…
Помню, как когда-то школьные годы мы, третьеклассницы, собрались на перемене вокруг девочки, которая рассказывала о своих многочисленных нагрузках: «Во вторник – баскетбол, в среду – театральная студия. В четверг у меня балет…» Все в этой девочке казалось мне красивым: стройная фигура, ярко-красные колготки, крупная заколка в волосах. Девочка-звезда, она вызывала у нас восхищение и зависть. – В нашем советском детстве таких детей было немного. Сейчас их стало гораздо больше. Родители таких детей обычно объясняют их большую нагрузку двумя причинами. Во-первых, это необходимость развивать ребенка. Во-вторых, опасение того, что избыток свободного времени и пресловутая «улица» испортят ребенка. Вот его и определяют в несколько кружков, «чтобы не бродил зря». Давайте рассмотрим обе причины.
Необходимость развития. Внимательные родители стараются помочь ребенку развиваться (умственно, физически), и это хорошо. Важно, чтобы это всегда было в меру. Родители стараются не упустить время, и начать еще в дошкольном возрасте. Почему бы и нет? Но грустно наблюдать, как бабушка трехлетнего мальчика на пороге «школы» для дошколят отбирает у него игрушку и начинает наставлять: «Ты не играть сюда пришел, а учиться. Я спрошу, как ты себя вел». Маленькое занятие в «школе» не помешает, но для малыша игра – главное. Играя, он усваивает, что он знает об этом мире, об отношениях людей, о том, какие бывают чувства, и как с ними справляются. Со старшим дошкольником уже важно заниматься, готовя его к школе. Но и теперь ребенку надо значительно больше играть (в том числе со сверстниками), чем учиться. В первом классе учеба становится основной деятельностью ребенка. Теперь ему придется больше учиться, чем гулять и играть. При этом гулять и играть ему по-прежнему важно. Чем старше школьник, тем меньше он играет, и тем большее значение для него приобретает простое общение с друзьями. Если он настолько загружен кружками и секциями, что не может (или даже не хочет) гулять во дворе с другими детьми, его развитие становится однобоким. Прекрасно, если играет на музыкальном инструменте или учится говорить по-английски. Но общение со сверстниками, разговоры «ни о чем» – не пустая трата времени. Именно здесь из года в год формируются умения, которые будут необходимы для хорошей взрослой жизни: общаться, уважая друг друга, разрешать конфликты, сотрудничать, впоследствии – влюбиться и общаться с противоположным полом. Кроме того, если у ребенка есть хоть немного времени в день, которым распоряжается он сам, это развивает самостоятельность. У детей, не гуляющих во дворе, всегда нарушена способность общаться. Это может быть застенчивость и скованность, или отстраненность от других, или высокая конфликтность, неумение представить себя на месте другого. С хорошей способностью дружить не рождаются, навыки общения со сверстниками приобретаются в длительном свободном общении с ними.
«Улица испортит». Часто родители тревожатся за своего подрастающего ребенка и поэтому не пускают его гулять. «Пусть лучше занимается чем-то полезным». Конечно, очень важно, чтобы ребенок был защищен. Чтобы маленький гулял на виду у родителей. Чтобы большой имел в виду, в котором часу он должен быть дома. Чтобы каждый ребенок знал, что с чужим взрослым никуда идти не надо. – Но мы помним, что «улица» - это не только опасности, но и возможности для развития ребенка, которые ничем другим не заменишь. Часто спрашивают: а если попадет в «плохую компанию»: в компанию наркоманов или подростковую криминальную группировку? На самом деле самый высокий риск попасть под плохое влияние - у детей с несформированными навыками общения, чрезмерно зависимых. Только в человеческом общении формируется способность различать, что нужно нам, а что - кому-то другому, способность говорить твердое «нет», когда для нас что-то неприемлемо.
Короче, каждому ребенку для развития, и благополучной жизни в равной степени необходимо и учиться, и гулять и общаться. Кроме того, гуляние – это отдых, совершенно необходимый для здоровья Вашего ребенка-школьника. Поэтому постарайтесь с начала учебного года обеспечить ребенку такой распорядок дня, который включал бы и учебу, и отдых с прогулками и общением. Дополнительные нагрузки должны оставлять время для прогулок, поэтому постарайтесь, чтобы их было не слишком много. Один кружок или секция – хорошо. Если он занимает почти все дни в неделю, больше не надо. Два – максимум; набирая свыше двух, Вы перегрузите ребенка и лишите его необходимого отдыха и досуга.