Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ»
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ,
35Е, офис 302
Пн-Сб: c 09:00 до 20:00
Вс: выходной
По предварительной записи

Новогодние преображения

Литвинова Т.В.


НОВОГОДНИЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

Приближается Новый год – праздник, любимый с детства. Думая о нем, мы вспоминаем елки, запах хвои и мандаринов, подарки… И, конечно, веселые и шумные детские утренники, на которых взрослые умиляются, глядя на детей в карнавальных костюмах: кокетливую девочку в наряде Белоснежки, мальчика в костюме волка, который, шутя, рычит на других детей…
Откуда взялись эти новогодние преображения, случайны ли они? Переодевания имеют очень давнюю традицию. В глубокой древности, когда люди хотели, чтобы какое-нибудь животное было к ним милостиво или досталось им на охоте, они наряжались этим животным и исполняли ритуальный танец. Позднее у многих народов был обычай наряжаться пострашнее, чтобы напугать злых духов (обычай, сохранившийся в праздновании Хэллоуина). Много веков спустя возникнут театральные спектакли, где люди будут переодеваться и играть роль разных персонажей, вживаясь в их образ и характер, радуясь и страдая «за них». Еще позже появятся карнавалы, где люди смогут от души веселиться, скрыв свой настоящий облик и представляясь кем-то другим (героями мифов, народного театра, и т. д.).
Если переодевания в костюмы существуют практически столько же времени, сколько существует человечество, вероятно, эти преображения людям для чего-то психологически важны. В чем же психологическая «выгода» человека, который на время превращается в кого-то другого?
Во-первых, наряд позволяет более беззаботно веселиться: как в прежние времена взрослым на карнавалах, так и нашим современным детям на утренниках. В целом переживание превращения («это не я») может временно ослабить внутренний контроль. Идентифицируясь со своим героем, ребенок начинает себя вести подобно ему. Особенно весело, если этот персонаж достаточно озорной («это не я, это Карлсон»). В этом отношении костюмы могут быть полезны нерешительным и скованным детям: они помогают испробовать новый стиль поведения, которого ребенок в другой обстановке стесняется (и который также в другой обстановке может тормозиться взрослыми).

Одежда всегда до некоторой степени стилизует поведение. Повседневной одежде соответствуют определенные принятые и пристойные манеры. Униформа дисциплинирует еще строже и призывает соблюдать нормы той группы людей, в которой она носится. (Не зря в школах вводят либо форму, либо, как минимум, общие требования к внешнему виду детей.) А карнавальный костюм не является чем-то общепринятым. Поэтому легче позволить себе быть не таким, как все, и вести себя не так, как обычно. А также, возможно, выразить что-то глубоко личное. Так что «карнавальная» обстановка может быть психологически очень полезной, так как дает большие, чем обычно, возможности для самовыражения. (В неконтролируемой обстановке она также может быть вредна: обычно на карнавалах среди ряженых учащались случаи хулиганства).
Во-вторых, перевоплощение в другой персонаж для человека (и особенно для ребенка) может стать способом совладания со своими страхами.
Это может происходить путем идентификации с сильным и смелым персонажем (воин, медведь, супермен) или с самим своим страхом (как в древности люди наряжались духами, чтобы напугать духов). Отсюда, возможно, желание ребенка нарядиться Бабой Ягой или монстром.
В третьих, костюмы очень часто используются для того, чтобы ярче выразить какое-то свое особенно ценимое или желательное для себя качество. Общеизвестно использование костюмов для подчеркивания своей женственности или мужественности. В прежние времена дама на карнавале могла нарядиться Коломбиной или греческой богиней, в наше время на детских утренниках половина девочек – королевы и принцессы. Мальчик выражает свою мужественность, нарядившись, например, мушкетером или Бэтмэном.
Мы видим, что костюмы могут быть во многом полезны. Очень желательно, чтобы ребенок по возможности носил тот костюм, который хочет, а если нет – то костюм персонажа, близкого по характеру. Потому что выбор костюма означает: сейчас для ребенка именно этот образ психологически важен. Ребенок что-то хочет сказать вам тем образом, который он выбрал, хочет получить какой-то важный для себя опыт. Родителям может не понравиться выбор ребенка, они могут говорить что-то вроде: «Зачем тебе Человек-паук, он же такой некрасивый». Но для мальчика этот выбор может означать желание побыть в роли мужественного и могучего героя фильма. А если девочка мечтает о костюме «цыганки» или «маленькой разбойницы», она, возможно, хочет подчеркнуть какую-то авантюрную сторону своей натуры и едва ли получит удовольствие от праздника, если ее нарядят в костюм снежинки.

Конечно, родители не всегда могут позволить себе именно тот костюм, который хочет ребенок. Желанного костюма может не быть в продаже, а его изготовление может быть слишком сложным. Родители естественно могут принимать участие в выборе костюма, могут что-то подсказывать. В некоторых случаях важно учитывать разные качества персонажа. Например, ребенок, склонный к агрессии, наверняка высоко ценит силу и неуязвимость. Можно помочь ребенку выбрать персонаж, известный ему из сказки или фильма, который одновременно смел и справедлив. Герой станет для него образцом смелости, которой чужда жестокость.
Таким образом, переодевание в костюмы может не только доставить удовольствие, но и оказать небольшое психологическое и воспитательное воздействие. Оно бывает ненавязчивым и благотворным, если взрослые мудры.

(Опубликовано в журнале «Семейная сессия», № 11, 2009)