Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ»
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ,
35Е, офис 302
Пн-Сб: c 09:00 до 20:00
Вс: выходной
По предварительной записи

Когда результат воспитания - обратный

Т.В. Литвинова
КОГДА РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ - ОБРАТНЫЙ.
Родители мечтают о том, каким человеком они хотят вырастить своего ребенка. Наверно, намерения любящих родителей – самые лучшие, но ребенок – не кусок пластилина, чтобы у него можно было «вылепить» все так, как мы задумали. Например, темперамент ребенка – врожденный. Если он медлителен, Вы не добьетесь, чтобы он быстро реагировал на Ваши слова или быстро убирал игрушки. Если он подвижный, воспитание не сделает его спокойным и усидчивым. – А вот характер воспитывается, но процесс «лепки» человека сложен. Часто родителям кажется, что они «лепят» одно, в то время как они «лепят» что-то другое.
Например, многие родители, желая, чтобы их ребенок не вырос жадным, учат его делиться с очень раннего возраста. Они могут отнимать у малыша игрушку или велосипед, как только другой ребенок захочет их взять. Или дарят его игрушки другим детям в его присутствии. Результат этого воспитания бывает прямо противоположный: именно такой ребенок чаще всего становится «жадиной». Он не чувствует, что его вещи защищены, все время тревожится, что у него могут что-то отнять, и поэтому все время остается бдительным.
Другой вариант воспитания, дающего обратный эффект – наказывать ребенка за то, что он не умеет себя защищать и отстаивать свои интересы. Ребенок, чувствующий себя беззащитным дома, с большой вероятностью будет беззащитным и униженным в компании сверстников.
В свою очередь, если более сердитого ребенка бить за то, что он бьет других детей, наверняка он продолжит их бить. Он просто будет снова и снова поступать с ними так, как с ним поступают родители. Он их тоже наказывает, когда он ими недоволен!
Если ругать и стыдить ребенка за то, что он часто «дуется» и плачет, можно в итоге получить ребенка – «плаксу». Механизм прост: ребенок плачет, потому что расстроен. - Его за это наказывают. - Он расстраивается еще сильнее. - Следовательно, ему еще сильнее хочется плакать. Нам, взрослым, может казаться, что ребенок плачет по пустякам. Но, если человек (будь он большой или маленький) из-за чего-то расстроен, значит, для него это действительно серьезно. Важно уважать чувства ребенка и иногда позволять ему грустить.
Часто бывает, что ребенка не пускают гулять и общаться со сверстниками, чтобы он «не научился от них ничему плохому». – В действительности, влияние улицы очень разнообразно: она учит и плохому, и хорошему. И то главное хорошее, чему она учит, - самостоятельность и умение общаться. У детей, не прошедших эту «школу улицы», как правило, мало уверенности в общении (такие дети бывают застенчивы или защитно агрессивны). А это – одна из причин попадания в «плохие компании» в подростковом возрасте. Подросток, который мало общался, мало понимает, что для него в общении приемлемо, а что нет. Он не умеет выбирать друзей, так как не знает ребят в тесном общении и не понимает, кто из них ему душевно ближе других. Он зачастую не умеет говорить сверстникам твердое «нет», когда это необходимо. – Такой подросток без важных социальных навыков часто попадает под плохое влияние улицы, от которого его так старались уберечь.

Все родители, как и вообще все люди, иногда ошибаются.– Если у Вас есть впечатление, что какой-то метод Вашего воспитания не действует, Вы можете обсудить это со специалистом-психологом. И важно помнить еще одну вещь: ни одно желаемое качество не формируется в миг. Воспитание – дело долгое.