Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ»
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ,
35Е, офис 302
Пн-Сб: c 09:00 до 20:00
Вс: выходной
По предварительной записи

Дети и компьютерные игры

Литвинова Т.В.

ДЕТИ И КОМПЬТЕРНЫЕ ИГРЫ

Многие родители обеспокоены тем, что их ребенок проводит все больше времени, играя в компьютерные игры, спрашивают, стоит ли разрешать ребенку в них играть, стараются ограничить время, которое ребенок проводит, играя в них. Они жалуются, что ребенок все меньше времени тратит на приготовление уроков, мало гуляет и дышит свежим воздухом. Они обеспокоены агрессивным содержанием отдельных игр или говорят об их нелепости (например: стрельба из рогатки птицами по свиньям). Они боятся, что у ребенка разовьется игровая зависимость.
Другие родители положительно относятся к компьютерным играм, и, возможно, сами любят в них играть. Они говорят, что такие игры бывают полезными. Одни из них познавательны, другие развивают логическое мышление, третьи развивают скорость реакции. Некоторые игры сделаны со вкусом, в них хорошая графика.
Можно сказать, что те и другие родители по-своему правы. Компьютерные игры – явление далеко не однозначное. И дети увлекаются ими не случайно, потому что с их помощью (как и с помощью фильмов или книг) интуитивно пытаются решать свои проблемы или задачи своего развития. Так что я бы поставила вопрос немного по-другому. Не: «Что делают игры с ребенком?» А: «В чем причина того, что игры привлекают ребенка?» Я постараюсь ответить на этот вопрос, а в конце указать, в каких случаях увлечение ребенка компьютерными играми - тревожный сигнал для родителей.
Зачастую игры помогают человеку в фантазии иметь то, чего ему недостает, или пробовать то, что не удается в жизни. Дети зависят от взрослых, естественно, им не все разрешено, они не все решают сами. А в играх у них много инициативы, выбора и возможностей: они могут совершать далекие путешествия, разводить животных на фермах, строить города. Да что там города? Целые миры. Для ребенка может быть очень привлекательным создание виртуального друга или животного-любимца. Особенно, если ребенок чувствует себя одиноким. Компьютерные игры позволяют почувствовать себя сильным или даже имеющим сверхспособности супергероем. Робкий и боязливый ребенок, возможно, даже не умеет давать сдачи. Он может играть в игры с войной и перестрелками, пытаясь перестать бояться собственной агрессии. (Если, напротив, ребенок агрессивен, он может также выбирать подобные игры. В этом случае выбор ребенком игр-«стрелялок», конечно, не говорит о какой-либо пользе для его психологического развития. Скорее наоборот: они подкрепляют в нем нездоровую агрессивность, оправдывая жестокость.) Ребенок со страхами может, пытаясь их преодолеть, вновь и вновь проходить дистанции с препятствиями и всяческими опасностями, сталкиваться с монстрами и торжествовать, если удалось выйти на новый уровень.
Короче, содержание игр находит отклик во внутреннем мире ребенка. Проблемой они становятся, если ребенок проводит время за игрой по несколько часов в день, если его постоянно видят одного за компьютером. Если у него нет друзей. Если он начинает хуже учиться. Если он уходит в фантазийный мир игры, не проявляя какого-либо творчества в реальной жизни. Если он – супергерой в играх, а в реальности уходит от обычных трудностей общения и перестает гулять во дворе. Короче, бить тревогу нужно, если компьютерные игры постепенно все больше заменяют реальность, а ребенок становится зависимым. Постарайтесь ограничить время, проводимое ребенком за компьютером. Важно делать это тактично. Давайте ребенку дойти до конца игры или очередного ее этапа. (Представьте, что Вы смотрите фильм, а кто-то приходит и выключает телевизор ровно через час!) Тогда он будет вставать из-за компьютера хоть и с сожалением, но с чувством завершенного дела. Помогите ему найти и другие дела. В большинстве случаев родителям это удается. – Но, возможно, у ребенка уже сформировалась зависимость от игр: он не может переключиться с игры на другое дело, не находит себе места, нервничает. Не наказывайте его за это. Помните, что игры удовлетворяют какие-то важные внутренние потребности. И, если от этих игр оторвали, он теперь чувствует внутреннюю пустоту, которую пока не знает, чем заполнить. Обратитесь к специалисту-психологу, который сможет определить, почему именно игры для ребенка так важны, и поможет постепенно найти что-то еще, что будет играть ту же роль в его жизни.
Не стоит полностью запрещать ребенку компьютерные игры. Эти игры – просто часть жизни современных детей. Но, как и многие другие развлечения, они хороши в меру.