Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ»
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ,
35Е, офис 302
Пн-Сб: c 09:00 до 20:00
Вс: выходной
По предварительной записи

Близнецы похожие и разные

Т.В.Литвинова,

БЛИЗНЕЦЫ: ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ.
Каждый раз, видя чудо – родителей с двумя одинаковыми маленькими мальчиками или девочками, – мы не можем не задержать взгляд. Сегодня мы и поговорим об этом чуде: похожих как две капли воды однополых близнецах. Они понятны друг другу, как никакие другие братья и сестры. Не удивительно, что большинство близнецов очень дружны между собой. Часто взрослые близнецы поселяются рядом, вступают в брак с родственниками. Им нравятся одинаковые вещи, иногда им даже снятся одинаковые сны. Бывает, что разлученные в детстве и выросшие отдельно однояйцовые близнецы во взрослой жизни могут иметь одинаковое хобби или жениться на женщинах, которые похожи внешне.
При этом каждый, кто тесно общался с парой близнецов, знает, что они, конечно, не совсем одинаковы. Если мы давно знакомы с парой близнецов, мы начинаем их безошибочно (или почти безошибочно) различать по множеству мелких различий во внешности: у одного на щеке родинка, другой немного полнее… Мы также замечаем различия в характере и поведении. Они часто не одинаково учатся в школе. Как и другие братья и сестры, они могут иметь разные мнения по одному вопросу, иногда могут поспорить.
Понятно, что рождение двух детей одновременно – это для родителей двойная радость, двойная ответственность и двойные заботы. Для самих близнецов их положение – это также и радость, и проблемы. Ребенок, имеющий близнеца, получил от жизни большой дар: такого же, как он, маленького человечка, друга, который всегда рядом и переживает вместе с ним те же радости и печали. При этом близнецам легче отстать в психологическом развитии, чем другим, «единственным в своем роде», детям. Они зачастую больше, чем другие дети, испытывают дефицит внимания со стороны окружающих людей. Соседи, родственники, друзья семьи часто реагируют на пару детей, обращаются к обоим сразу (тем более, что близнецы так часто ходят вместе), спрашивая, как у них дела, дарят одновременно одинаковые подарки. А ребенок-близнец, как и любой другой, нуждается во внимании к себе лично, в том, чтобы кто-то спросил, как у него дела, чего он хочет, отчего он грустит. Замечено, что дети-близнецы позже других начинают откликаться на свое имя, потому что их реже называют по имени, так как большинство людей вокруг их просто не различают. У этих детей дольше и с большими трудностями формируется представление о собственной личности, своих ценностях и вкусах, своем отличии от других людей. А представление о собственном «Я» необходимо каждому человеку для достижения зрелости, для того, чтобы осознанно строить свою жизнь: и семью, и карьеру, и круг дружеского общения. Ребенок формирует представление о самом себе, потому что постоянно получает отклики от других людей: оценку, поддержку, критику, похвалу, сочувствие… Ребенок-близнец привычно слышит не каков он, а каковы они. Взрослые люди, имеющие близнеца, вспоминая детство, очень часто говорят «мы», а не «я». («Мы были упрямыми». «Нас любила бабушка».)
Чтобы помочь формированию личности своих детей, семьям, воспитывающим близнецов, нужно помнить несколько правил. Сколько бы ни было хлопот, важно иногда находить время, чтобы немного поговорить то с одним, то с другим отдельно. Хотя бы просто сказать несколько слов, например, спросить у ребенка, чему он радуется. Желательно не давать близнецам созвучные имена («Оля и Поля», «Саша и Паша»), когда звучание имени тоже почти не отличает одного ребенка от другого. Близнецов не нужно одинаково одевать (иногда это трудно; им часто нравятся одинаковые вещи). Кстати, если в одежде каждого из близнецов будут прослеживаться постоянные особенности (например, подбор цветов), то соседям, педагогам и одноклассникам будет легче их различать, правильно называя по имени. Если Вы замечаете какую-то склонность или интерес у одного из них, это нужно поощрять. Конечно, нужно избегать такого способа различать детей, как деление их на «хорошего» и «плохого», «способного» и «бестолкового». Такое различение часто встречается в семьях, где есть братья и сестры, и оно вредно для воспитания каждого из них. Дети, как и все люди, сложны, и взрослым важно научить их видеть и принимать себя и других во всей человеческой сложности: каждого – с его «плюсами» и «минусами». Это важно для того, чтобы ребенок учился общаться и получать удовольствие от общения. То, насколько мы любим, знаем и понимаем себя и других людей, закладывается в детстве, в семье, которая нас растит.