Ставропольская краевая общественная организация практической психологии и дополнительного профессионального образования «ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ»
г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ,
35Е, офис 302
Пн-Сб: c 09:00 до 20:00
Вс: выходной
По предварительной записи

Блеск и нищета симбиоза

Т.В.Литвинова
БЛЕСК И НИЩЕТА СИМБИОЗА
Материнская любовь, вошедшая в пословицы… - Важнейший вклад в развитие ребенка, залог его счастья в дальнейшей жизни…- Но бывают случаи, когда этой любви оказывается «слишком много», когда она препятствует развитию растущего (или давно уже выросшего) ребенка, мешает его отношениям с людьми, не дает развиться самостоятельности. Это так называемые симбиотические отношения.
В младенчестве «слияние» с матерью – естественная и нормальная вещь. Младенец не способен существовать самостоятельно, он полностью зависит от заботящегося о нем взрослого человека. И, хотя его могут нянчить разные члены семьи и родственники, а то и приходящие в гости друзья, роль матери (изредка другого человека, осуществляющего основной уход, например, бабушки) остается важнейшей. Связь с матерью для младенца - исключительная, все остальные отношения в это время значат для него очень мало. Но малыш подрастает. Вот он начинает ползать, ходить, говорить… Задача матери в этот период – одновременно оберегать малыша и поощрять быстро растущую самостоятельность. Возросшая внутренняя самостоятельность позволяет ребенку активно познавать мир, а также строить отношения с другими людьми. Ребенок может активно общаться с папой или бабушкой, может с удовольствием играть в песочнице, где копошатся такие же малыши, как он. Он становится психологически отдельной личностью, а это значит, что в дальнейшем он сможет полноценно контактировать с другими личностями: дружить, сотрудничать, любить...
К сожалению, в некоторых случаях это психологическое отделение малыша от мамы не происходит. Чаще всего так случается в семьях с единственным ребенком, где отец либо отсутствует, либо не является авторитетным и уважаемым членом семьи. Проходят годы, а мама с ребенком по-прежнему - пара, не допускающая в свои отношения никого «постороннего». Вот ребенок - уже юноша, но по-прежнему всюду вместе с мамой, которая характерно называет его «мы»: «Мы поступаем на юридический факультет». Скорее всего, мама его по-прежнему балует, угощает чем-то вкусненьким, берет на себя всю работу по дому. Возможно, они по-прежнему спят вместе. Мама все решает за него, не ожидая собственного мнения или самостоятельного поступка. Отношения мамы и ребенка очень неоднозначны. Они и любят друг друга (и только друг друга), и сердятся друг на друга. Ребенок задыхается в этих отношениях, хочет свободы. При этом самостоятельным он так и не стал. Чаще всего уже в школе у симбиотического ребенка начинаются постоянные конфликты, которые резко обостряются в подростковом возрасте: с одноклассниками, с учителями… Мама, приходя в школу, защищает его и недоумевает: ее ласковый сын, который до сих пор вечером не уснет, пока она его не погладит, просто не может быть таким невыносимым! - Взрослый симбиотический человек также очень конфликтен. Причина этого в том, что он не решил в своем развитии раннюю детскую задачу отделения от мамы и все еще пытается ее решить. Как двух - трехлетний малыш шумно бунтует и устраивает истерики, показывая, что у него есть своя воля и желания, так и взрослый симбиотический «ребенок» запоздало бунтует, пытаясь почувствовать, что у него есть собственные желания, и что он – личность. Поскольку этот человек так и не почувствовал себя отдельным, он не способен к отношениям с людьми, основанным на взаимном уважении и ответственности. Когда другой человек ожидает таких, зрелых отношений, симбиотическая личность злится на него, все больше убеждаясь, что он плохой. К тому же мама очень ревнива. Ребенок для нее – все, она живет ради него, и она (часто бессознательно) не позволяет кому-то третьему разорвать их связь. У этого взрослого есть возможность строить длительные отношения (в том числе и семейные), только встретив партнера, который заменит симбиотическую мать, будет во всем опекать и во всем контролировать. Потому что только на такие отношения он способен, и, возможно, сумеет отдалиться от мамы, чтобы слиться с кем-то в новом симбиозе.
Симбиотический ребенок богат, как никто другой: он особенно щедро и роскошно одарен материнской любовью. Одновременно он остается внутренне нищим, лишенным ресурсов для самостоятельной жизни. – Поэтому при всей любви к ребенку не забывайте о том, что Вы должны ему еще один очень важный дар: способность быть счастливым не только с вами!